Вход
Добавляйте рецепты
Добавить рецепт

Эволюция вкусовых пристрастий человека

Скажи, что и как ты ешь, и я скажу, кто ты

Орангутанг, лакомящийся сильно (а на наш человеческий нюх — плохо) пахнущим плодом дуриана; горилла, поедающая горьковатые стебли тропических растений; шимпанзе, раскалывающий между двух камней орех ради его вкусного содержимого, — это наши дальние, но все-таки родственники.


Вероятно, наши предки тоже довольствовались дарами природы и ели в основном растительную пищу, но не только. Они не отказывались от насекомых, яиц птиц — всего, что находили, путешествуя по саванне или тропическому лесу. Фактически человек начал свой путь на Земле как собиратель той пищи, которая, как говорится, была под руками или под ногами.

Итак, тайна первая: как питались наши далекие предки и кто такой «Собиратель»?

 

Кто ищет, тот всегда найдет!

Собирательство - способ пропитания у первобытных людей - Собирателей

Одна из возможностей получить пищу — это найти ее, ведь в природе много чего разбросано и лежит «ничейное». Главное — уметь его увидеть. Но среди животных не так много собирателей, возможно, потому, что это нелегкая профессия и ее выбирают те, кто не умеет добывать пищу по-иному.

Нужны сильные мышцы и когти, чтобы нападать из засады или догонять добычу. Необходимо умение плавать, чтобы ловить рыбу. Нужен крепкий клюв, чтобы раздолбить кору и добраться до желанных личинок. Нужен длинный язык, чтобы вытащить насекомых из их пристанища. А если ничего такого нет: ни острых когтей, ни мощных клыков, ни умения быстро бегать? Тогда и приходит на помощь умение собирать. Собиратель бродит, подбирая все, что не убежит и до чего сравнительно легко добраться. Можно, например, перевернуть камень или корягу: а вдруг там пища?

Но природа предъявляла к Собирателю свои требования. У него могло не быть острых когтей или умения быстро бегать, но должен был быть достаточно хорошо развитый мозг, потому что Собиратель всегда сталкивался с разными ситуациями, в которых надо было быстро принимать решения.

Вспомните, как вы впервые пытались собирать грибы рядом с опытным грибником. Там, где вы проходили мимо, ничего не увидев, он спокойно находил десяток грибов и посмеивался над вами. Все знают, как азартны люди, собирающие грибы! Иные спокойно относятся к приготовленному из грибов блюду, им только дай пособирать! А все эти тайны грибных мест, когда только ты знаешь, где это! Кроме грибов есть еще ягоды, орехи и многое другое, что можно собрать в природной среде. Словом, Собиратель живет, сохранившись через тысячелетия в наших пристрастиях и особенностях поведения. Часть продуктов на нашем столе — его заслуга.

Но питание нашего предка-собирателя отличалось от питания травоядных животных. В природе много растительной пищи, но она малокалорийна и основную часть времени надо тратить на ее пережевывание и переваривание. Какие-то части растений древний человек мог использовать, но, в отличие от травоядных животных, его желудок не мог переваривать траву, листья, ветки. Поэтому человеку трудно было прокормиться собирательством в степи или в лесу. Можно с уверенностью сказать, что пищевые ресурсы наших предков-собирателей всегда были ограничены и голод был для них явлением обычным.

 

Голод — стимул расширения вкусовых предпочтений

Охота - следующий после собирательства способ добычи пищи у первобытных людей

Здесь есть еще одна тайна. Тайна нашего отношения к голоду. Поскольку это обычный спутник в жизни древнего человека, то к нему относились как к неизбежному злу, которому, конечно, не радуются, но и не боятся его. Ведь голод — стимул для дальнейшего поиска пищи. Но в человеке скрывается сильный страх голода. Мы боимся голода значительно больше, чем многих других мук. Хотя есть на земле люди, которые видят в голодании чуть ли не панацею от всех бед, например знаменитый Поль Брэгг, который написал книгу «Чудо голодания». Брэгг считал, что именно голодание сохраняет наши жизненные силы, и верил в него, как в панацею от всех бед.

Этот далекий предок наверняка не желал голодать и явно не был вегетарианцем. Его меню было весьма эклектичным: грибы соседствовали в нем с объедками со стола хищников, моллюски — с почками, побегами, ягодами, орехами, а черви и насекомые изредка замещались яйцами или птенцами. Кое-что из этого экзотического набора мы используем и сегодня. Не случайно почти у всех народов есть блюда с разными оттенками тухлого запаха, например сыры рокфор и камамбер у французов (прошу прощения у любителей этих сыров). И не риторическим ли является вопрос, откуда эти пристрастия?

Для наших предков доступность источников пищи была неодинакова в разные сезоны, поэтому они, скорее всего, были всеядными и употребляли в течение года очень разнообразную пищу. В дождливые сезоны это были плоды и листья, в засушливые — семена трав и корнеплоды. Но растительная пища была малокалорийной, в связи с этим процесс питания затягивался и, стало быть, на какие-то другие процессы, например на общение, времени оставалось мало. Каждый в одиночку с задумчивым видом пережевывал листья или плоды и был настолько сосредоточен на этом процессе, что сородичи его в этот момент не интересовали.

А потом произошла настоящая революция в питании, потому что в рационе наших предков появилось мясо. Включение мяса в пищевой рацион повлекло за собой важные социальные и эволюционные последствия. Вегетарианцы будут возражать, но факт остается фактом: мы стали людьми именно благодаря переходу на мясное питание. Новые тайны нашего питания связаны с появлением человека-охотника.

Ирина Косимова

 

Оставить комментарий

*